olya_ship (olya_ship) wrote,
olya_ship

Мой дневник. Фиджи. Часть 2.

После спокойной малоподвижной недели на острове Бенга (подробности здесь) началась моя самая любимая часть отпуска - КРУИЗ!
Маленькие обитаемые острова, где живут аборигены со строгими традициями и порядками; дикие необитаемые пляжи, так любимые режиссерами, где снимались известные передачи и фильмы; спокойная океанская гладь и шторм, радуга, восходы и закаты - обо всём этом расскажу (и покажу) далее.

Первый день круиза.
Приехала рано в порт. До регистрации полтора часа. Сдала багаж на хранение и отправилась по магазинам (их как всегда здесь полно для туристов). Во всех странах стараюсь покупать-пробовать что-то местное и новое. Так и сейчас за время ожидания приобрела два коктейля и два куска австралийского сыра (один с абрикосами и орехами, а второй - с манго и дыней), КАЙФУЮ. :)))

После регистрации в порту объявили посадку на судно, и через 10 минут отчалили.
Супербыстро всё прошло!
Перед мостиком встречала команда, которая пела традиционную приветственную песню Фиджи.

На судне короткий брифинг с информацией о корабле (катамаране; фиджийцы строят катамараны сами), безопасности и программе на ближайшие сутки, а в номере ждал целый набор подарков: саронг, сумочка и крема от солнца, после солнца, бальзам для губ и средство от насекомых (мелочи, а ведь приятно ж :) )

Карта круиза:
(без названия)

Не все успели в порт Денарау, некоторых подвезли и пересадили с водного такси на судно прямо в океане.

Главное лицо на любом судне - Капитан.
Моего зовут Джитоку - харизматичный уверенный профессионал фиджиец с прекрасным чувством юмора (хохотали с ним не раз).

Первая остановка сегодня (где и заночуем) будет на острове Мандрики, где снимали фильм 'Изгой' с Томом Хэнксом (говорят, что Спилберг во время съемок оплатил установку вышек сотовой связи на нескольких островах; связь на Фиджи есть везде!)

(без названия)

Перед самым закатом отвезли всех желающих поплавать на этот остров.

Камешек прихватила себе на память оттуда. :)

На Фиджи существует специальный закон по сбору и экспорту морских ракушек.
Сбор и даже просто перемещение с места на место ракушек наносит вред экосистеме, ведь ракушки выполняют множество ролей: служат основой пляжей, обеспечивают домом различных созданий (крабиков и маленьких рыбок), являются материалом для гнёзд прибрежных птиц.
Закон допускает вывоз не более 2 единиц мёртвых (полностью белого цвета), вынесенных на берег кораллов размером менее 8 на 10 см и только 3 вынесенные на берег ракушки весом не более 15 грамм каждая.

Потому решила не рисковать, собираю разноцветные камни (благо здесь их полно, ведь острова вулканического происхождения и Фиджи богаты полезными ископаемыми, хотя добывают лишь золото и сопутствующее ему серебро, плюс пара-тройка материалов для внутреннего использования, так как иное просто невыгодно/не окупается).

А по возвращении на корабль ожидал мини-концерт с шампанским от команды и первый ужин - "Капитана".
Не перестаёт удивлять отсутствие культуры у людей. Вот вроде все взрослые, место приличное, на брифинге предупредили, что хотелось бы видеть дресс-код (мужчины в брюках и рубашках, а женщины в платьях), вся команда была по парадному одета, ужин по меню, вина комплиментом, но....нет же....товарищи отдыхающие приперлись в шортах и майках с отвисшим пузом...

С вечера подошла к менеджеру круиза и сказала, что встаю рано, потому хотела бы поплавать с утра, до завтрака. Он отвёл к капитану и тот ответил, мол, "легко! в 6 часов приходи!". Думал, видимо, что сама не встану в такую рань, ведь в 6 только начинает солнце всходить, темно ещё...

День 2.
...Но сегодня утром в 6 утра, капитан с помощником рыбку в тишине стоял ловил на леску, и подудивился, увидев меня. :) Но раз обещал.... :)
В итоге с первыми лучами солнца я уже в море разглядывала акул и рыб с кораллами. Ещё одна гостья увидела-услышала, что лодка пошла на остров, и попросила, чтоб её тоже забрали-вернулись. Так что мы вместе плавали в тёплой водичке.

А после завтрака нас всех отвезли на риф, где собираются акулы. Акулы кушают обычно рано утром и во второй половине дня, потому в 9-10 утра они абсолютно пассивны к людям.
Капитан тоже поехал с нами посмотреть на акул. Пока собирались на лодку, увидела у него в руках свёрток из фольги, спросила, мол, утренний улов для акул повезёт? Отшутился, что утром ничего не поймал, так что все сегодня без Ланча, а акулы предпочитают 'белое' мясо, намекая на нас)))) добрый позитивный такой чувачок)))))

Далее - очередной переход между островами. Очень радует погода, хотя и обещают к вечеру дождь, но днём просто обалденно и светит солнышко, море спокойное...

После обеда того же дня
Судно подошло к деревне острова Soso. На выбор можно было либо пойти на экскурсию туда (именно для посещения деревень всем гостям в первый день помимо прочего подарили по новенькому яркому саронгу. Обязательно их нужно одевать, когда едешь к местным жителям.), либо поехать на снорклинг. Я выбрала второе, так как деревни местные посещала много раз за время предыдущих поездок на Фиджи, а вот места для изучения подводного мира - очень отличаются и интересны мне, потому предпочитаю поплавать вместо лекций о том как живут туземцы.

Фиджи - бинациональная страна: половина жителей - фиджийцы, а на втором месте по численности - индо-фиджийцы (пару сотен лет назад европейцы для работ на плантациях завозили сюда индийцев, которые и остались). В связи с этим индийская культура (язык, одежда, еда, праздники...) широко распространена на островах.

Сегодня вечер индийской кухни. Обычно стараюсь избегать подобного, так как не люблю эту "кухню", а особенно карри, но здесь выбора не было.
Приятным развлечением оказалось предложение от команды выбрать любое понравившееся из предложенных сари и его помогли одеть всем девушкам, потом устроили фотосессию и на ужин спустились все дамы в соответствующих ярких национальных нарядах.
Было как минимум забавно! :)

День 3 - воскресенье.
Отмечаю особо, так как именно по воскресеньям проходит служба в церкви. И всех гостей приглашали посетить её. Остальные - на снорклинг (я в том числе).

Хочу сразу пояснить, уважаемый читатель, я допускаю, что в тех или иных случаях вы не согласились бы с моим выбором, а предпочли б другую экскурсию, но....это ваше личное право! Для меня плаванье/снорклинг - это самое прекрасное занятие-любовь-увлечение, потому для меня всегда из всех возможных вариантов, данный будет предпочтительнее!

После службы снова снорклинг, но уже на другом сайте...
...и после обеда снорклинг (или просто плавание, пляж и прочее)... :)

День 4.
Приехали на остров, где снимают фильм. Название нам не сказали, но разрешили судну подойти, так как в этот день съёмок не было. А на соседнем несколько лет назад снимали реалити-шоу "Survivor-Fiji".
Каждому дали по сумке-холодильнику с пикник-ланчем и высадили на берег.
С этого острова я тоже захватила камешек. :)
Целый день провела в воде.

День 5.
Утром в 6:30 отправились в Голубую лагуну.

Компания, которой принадлежит судно, владеет куском острова, где снимался одноимённый фильм. В 9:30 подошли к пляжу. "Нос" троссами прикрепили к огромному баку-бую посреди океана, а за "зад" притянули и привязали к пальме. Погода идеальная. Можно было прямо с катамарана прыгать в океан и плыть к берегу. Резвились как дети при том, что средний возраст гостей круиза 50-55 лет (ну не любит молодёжь подобные развлечения, понимать начинает, только к пенсии, куда и зачем действительно нужно ехать!). Я прыгала-ныряла, пока уши не забила.

Вот такой на острове песок:

Для снорклинга здесь множество мест. Туда, что рядом, плавала с пляжа сама, а на дальние и где течения, возила лодка. На обед были салатики из свежих овощей и всё, что можно приготовить на огне (барбекю).

В 17:00 всех отвезли на корабль, переодеться, подготовиться к вечеринке, а в 17:45 обратно на берег, где ожидали напитки, а для желающих - Кава в компании капитана (хочу заметить, что на местных Кава просто дико действует. На меня, как и писала ранее, и вообще на иностранцев она мало влияет, а вот местные....у них глаза становятся аж красными и 'уносит' словно с бутылки водки.)

Я заметила, как один из членов команды сидит на земле и камнем что-то колотит. Оказалось, орехи. Пообщалась с ним. Срывал с дерева и тут же их разбивал, жевал. Не поняла, что за орех, так как от камня он крошился, похоже на пекан. Поугощал. :)
Потом было лово на ужин (ранее уже писала о том, что это).
А после ужина жители соседней деревни показали шоу Meke.

Было оооочень эмоционально и параллельно проскакивали мыслишки о том, что лет 200 назад подобное заканчивалось съеданием человечка. Мурашки пробегали. Хотя сейчас сложно представить, что эти улыбчивые позитивные люди с действительно очень хорошим чувством юмора, были каннибалами (последний раз человека съели 150 лет назад).

День 6.
Ночь судно стояло в голубой лагуне, так что сразу после завтрака я с маской, трубкой, полотенцем, книжкой сорвалась на пляж.
К 12 часам все вернулись на катамаран и поехали дальше.
Море штормит, катамаран качает, а я, наконец, нашла время и настроение, продолжить свой дневник.

Как правило, рассказывая о Фиджи в Москве всегда добавляю, что это отличный способ похудеть :)))):
1. Экономишь, голодаешь, пока копишь деньги на поездку (так как удовольствие не из дешевых);
2. Здесь много плаваешь, так как основное сокровище островов - разноцветные рифы (в феврале 2016 года сильный ураган Уилсон, прошедший через страну, очень большой урон нанёс не только домам-огородам, но и коралловому рифу, но он восстанавливается! Медленно, но везде растут новые кораллы на местах мертвых, что очень радует);
3. С питанием здесь не очень (во всяком случае так было в мои предыдущие поездки; порции маленькие и бедноватые, акцент на вегетарианские блюда). Хотя в этот раз появился "шведский стол", да и, видимо, не только я чувствовала себя в прошлых поездках вечно голодной, учли пожелания туристов, порции увеличили.
Кстати, раз уж о еде заговорила, отмечу, что продукты здесь (на судне) все свежие (как правило, местные), молоко - настоящее коровье и козье; ананасы, папайя, яблоки - очень сладкие, рыба свежевыловленная, свинка - ещё вчера бегала (да простят меня вегетарианцы) и т.д.

Во время перехода встретили дельфинов.

Корабль подошёл к острову Сава-и-Лаву, в глубине которого пещеры. Все с масками и трубками (желающие, конечно, а я - однозначно) поплывут вглубь двух из них.

Пишу три часа спустя.
Пишу под впечатлением.
Я впервые настолько восхищаюсь людьми - командой корабля. Я в ВОСТОРГЕ!!!! Уже писала, что фиджийцы очень дружелюбны и улыбчивы, в различных источниках читала о том, что они последнее готовы отдать, пожертвовать, но сейчас убедилась в том, что это ну просто нереально крутые люди!!!!! Ну правда! Понимаю, что скомкано звучит, это эмоции! А такой организации я не встречала НИКОГДА!!!!!

Рассказываю про пещеры.
Не все гости судна решились поехать туда, некоторые боятся замкнутых пространств, кто-то темноты, а иные не уверены в своих способностях хорошо плавать и нырять. Я для себя несколько лет назад после одного события решила, что буду пробовать всё! Потому отправилась и на эту экскурсию. Нас (человек 40) привезли на пляж скалистого острова.

С нами сошли на берег 6 членов команды (со всеми уже за несколько дней сдружились (команда 100% фиджийцы), смеёмся всё время, шутим). Двое шли впереди, вели и дурачились параллельно. Мой любимый Гэби (есть тут один очень симпатичный крепкий молодой фиджиец) забрался на дерево, пугал тех, кто шёл позади.

Шли несколько секунд 😜, спустились в пещеру, в ней вода (как в сенодах в Мексике, только с 'крышей' из скалы. Мальчики покидали спасательные бамбуковые плотики, кому понадобятся - на них проще висеть на воде. Все по-очереди мы прыгнули в воду, поплавали по первой пещере, трое парней из команды нырнули во вторую пещеру (вход в неё находится под водой, но расстояние, которое нужно преодолеть - 2-3 метра (это секунд на 5 нужно задержать дыхание). Сложность основная в том, что внутренняя пещера не имеет естественного выхода наружу, то есть полностью отсутствует освещение). Один из парней освещает вторую пещеру изнутри своим фонарем; ещё один светит в сторону входа, чтобы мы плыли на этот луч, а третий вытаскивает, так как в темноте в новом месте полностью отсутствует координация и не понимаешь, где воздух - паникуешь. Ныряли только в масках (трубка мешает). Два парня остались в первой пещере и помогали подтолкнуть-погрузить в воду (для меня это было самое сложное, так как я обычно всплываю), прикрывая каждому из нас голову, защищая от острых углов. Тоннель подсвечивался из второй пещеры фонарем, как и писала ранее, на него и плыла. Пара-тройка секунд и кроме луча фонаря в темноте появлялось свечение белой футболки того, кто встречал (как ангел), он рукой прикрывал голову каждого вплывающего и затаскивал внутрь.
Я не боюсь пещер/темноты/замкнутого помещения, но....когда это всё собирается в одном месте плюс нет возможности просто встать, упереться, а висишь постоянно в воде, ножки тяжелеют-дрожат, адреналинчик подскакивает и хочется быстренько всё проплыть для 'галочки' и выбраться уже на сушу.
Обратно выплывать было легче, так как её внешнее естественное освещение солнцем помогало сориентироваться в воде, но и там (двое помогали на выходе, двое встречали на входе) крепкие руки оберегали от любого касания камня и вытаскивали на воздух. А восхищаюсь я именно тем, как ребята внимательны были к каждому, как они переживали, если вдруг мы просто волновались (никто не заставлял туда плыть, но очень уж хотелось посмотреть, а что же там...), как оберегали от любой царапины...

Когда вышла на пляж из пещеры, смеялись, адреналин держался...ко мне подошла девушка-немка, улыбаясь, спросила, мол, 'ну как? Не висит золото-серебро на стенах, алмазы?' Похихикали с ней. А если серьёзно в пещере посмотрела на пауков, мурен, потолок с выходом к солнцу и всё! По факту развлечение это интересно только тем, что такого больше нигде не было.

1 пещера:

Фотографий 2ой пещеры не существует!!!

Катамаран заполнен на 100%, потому нет возможности покушать наедине, а садишься всегда за общие столы. Всем интересно кто я и откуда и так как русских больше на судне нет (я для них - экзотика), да и я как всегда вечно рвусь во все активности громко, моё имя запомнили абсолютно все (на судне пропорционально равное количество австралийцев, новозеландцев и швейцарцев). Перезнакомились-переобщались друг с другом. Максимальная практика английского языка. :)
Один из австралийцев рассказал мне, что обожает Фиджи и приезжал сюда не менее 10 раз, и на его зубе я заметила как у многих местных, золотую фиксу. У него и решила спросить, что она означает для местных, что он и себе такую поставил. Ответил, что это определённый уровень в социальной лестнице. В общем, это уважаемо и круто! Хотя по мне, лучше белые и ровные зубы, чем ЭТО! :)

Один из самых добрых ко мне членов команды, Майк :)

В один из двух капитанских ужинов (два было потому, что круиз состоял из 2 частей, можно было поехать в первую на 3 ночи, а можно во вторую на 4, потому и ужин капитана был под каждую часть, чтобы те, кто на короткий заезд попали, в нем поучаствовали) я сидела рядом с первым помощником капитана, много о чем поговорили, и именно у него я уточнила, о чем же мечтают местные жители (вопрос, кстати, показался всем моим соседям очень интересным, подключились, мол, а правда: ведь мы-городские жители, многие хотели бы оказаться в райском уголке, где солнце-море-пальмы, а они родились и живут здесь УЖЕ! Он поулыбался и ответил, что 'они не мечтают! Они просто радуются-наслаждаются жизнью!'

С командой общалась, говорю, 'часто ли русские бывают?' Ответили, что 'нет', но в Nadi целая "русская мафия" живёт, которая владеет барами-ресторанами и даже клубом со стриптизом!!!! ;)

Через 20-30 минут поедем в местную деревню на ужин, так что пошла в каюту за своим саронгом.

Правила посещения местной деревни:
При посещении любой страны важно уважать местных жителей, их традиции и порядки!
Для гостей Фиджи заранее говорят о правилах посещения местной деревни.
Вот они:
Ничего не одевать на голову (шляпы, кепки, очки).
Одевать сулу/саронг (это типа парэо, кусок ткани, обёрнутый вокруг талии как юбка - обычно отель выдаёт их перед походом в деревню) или длинную юбку, закрывающую колени (брюки не допускаются).
Рубашка/футболка должна закрывать плечи.

При входе в деревню:
Всё время идти, не бежать.
Оставаться рядом с гидом.
Никого не трогать за голову.

При входе в дом:
Снять обувь и оставить её снаружи.
Войти и сесть лицом в главе семейства/хозяину дома.
Не поворачиваться к нему спиной, даже когда уходите.
Попрощаться за руку, когда уходите.

Посещение деревни условно бесплатное. Условно, потому что гость должен подарить что-то (как правило, турист оплачивает/покупает канцелярские принадлежности для детей, маску/трубку, одежду, игрушки и с ними идёт в деревню, раздаёт детям в конце визита).

На пляже нас встречали с гитарами и песнями местные парни и старший говорящий от деревни. Ему (как и при посещении всех деревень) от всей нашей большой компании подарили связку корней перечного дерева - кавы (как сказал встречающий говорящий - это самый лучший из возможных подарок).

Прежде всего говорящий проверил, все ли прикрыли колени (суть саронга именно в этом, то есть можно и в платье ехать, но с закрытыми коленками; брюки-шорты мужчинам тоже нельзя, поверх них в любом случае должен быть одет саронг); дам, забывших о запрете маек, заставили прикрыть плечи.

В деревне 200-300 жителей, но старшие дети в будни живут на другом острове при школе, а некоторые взрослые работают далеко и приезжают лишь на выходные.

Говорящий от деревни сразу предложил выбрать нам и своего говорящего (точнее он его сам 'назначил' - новозеландца Майка). Ему выпала почетная роль быть первым и рулить нами.
Нас привели в центр деревни, попутно рассказывая о ней и о их культуре, где находился мини-рынок, а женщины продавали там сувениры, выполненные собственными руками: бусинки-браслетики, разноцветные саронги и коврики, маски и картинки. Но пока к ним нельзя подходить. Прежде всего нужно поприветствовать вождя.
Говорящий провёл нас к большому дому. Здесь все хором должны перед входом громко сказать три раза 'дуа' ('можно [войти]?'), в дверь не стучат. В ответ из дома мы услышали - 'дуа' ('можно!'). На крылечке мы оставили обувь.
В этом доме проводятся все мероприятия-праздники-собрания... Пол покрыт ковром, так как сидят все прямо на нём, только для гостей лежали подушки. В другой половине помещения скрестив ноги сидели старшие мужчины; слева от них - представитель от веры, а справа - вождь, к которому присоединился и говорящий, после того как мы вошли.
Нас поприветствовали, представитель веры прочитал молитву (а все в это время сидели, опустив голову, пока не дошли до слова 'Аминь'), затем несколько мужчин и вождь в том числе произнесли речь, а сидящий в центре намешал каву. Одну чашечку выпил их представитель, вторую поднесли Майку, а после угощали всех желающих из нашей группы. Последняя Кава в 'цунами' (это чаша бОльшего размера, объемом с полтора стакана, заполненная до краев) достаётся нашему же Майку.
Из дома вышли во двор, на рынок. Наши тётеньки скупили, кажется, всё, что там было.

В 18 часов солнце садится и наступает мгла непроглядная, а мы вошли в дом на ужин. Женщины приготовили нам следующие блюда (шведский стол):
Касава
Баклажан с тунцом
Земляной/сухопутный фаршированный краб (причём на общем блюде он подавался в панцире, но после того, как берёшь себе один, нужно перевернуть и вытряхнуть в свою тарелку его содержимое, а сам панцирь вернуть)
Пюре из шпината
Рыба карри

А на десерт тёплое месиво из банана и....подозреваю, что маниоки.

Выглядело всё так себе, конечно, но на вкус - неплохо. Один нюанс: вилок и ложек нам не давали, не принято, едят здесь руками (для десерта только сделали исключение).

После ужина танцы, прощальная песня 'Isa Lei' и домой (на катамаран).

Штормило, океан колбасило, впервые за круиз нам раздали спас/жилеты в поездку на судно.
А на корабле в мини-кинотеатре запустили фильм 'Голубая лагуна'.

Фиджийцы очень любят туристов и честно в конце нашего визита говорящий поблагодарил за то, что приехали, так как мы помогаем их жителям:
1. Когда приезжаем, деньги поступают в бюджет, а правительство из этих средств помогает деревне, например, недавно установили в каждый дом по солнечной батарее;
2. Местные работают в туризме, то есть благодаря нам предоставлены рабочие места;
3. Мы привезли им подарки;
4. Скупили кучу сувениров (соответственно, опять у многих появились деньги).
Они искренне ценят эту помощь, хотя и благотворительность не поощряют.
А к чаевым на Фиджи относятся, как к долгу или обязанности, и этого не любят. Зачастую местные жители воспринимают такое проявление щедрости, как неуважение.

День 7.
Утром - посещение местной школы в деревне Kese (те, кто поехал, сказали, что неинтересно, так как это был праздничный день и детей они не встретили, а учителя просто провели мини-экскурсию), я же в это время плавала в волнах над рифом (штормило океан).

Во время перехода на одном из островов увидела местного шамана, исполняющего обряд:

Днём добрались до национального морского заповедника, где и провели несколько часов, плавая над огромным рифом, загорая на пляже.
А вечером - барбекю, песни, кава, танцы и все в хорошем опьянении, кто с радостью, кто с грустью цеплялись за крайний уходящий денёк круиза.

День возвращения в порт.
Проснулась в 5:30 от легкой вибрации (включили двигатель, отправились в порт из последнего места стоянки). Восход солнца на Фиджи в 6 утра, решила воспользоваться случаем и встретить его в открытом океане.

Моё любимое место на корабле во время переходов:

В 10:00 судно пришвартовалось в Денарау.

Все переобнимались и с гостями и с командой, перецеловались, пофотографировались и...расстались. Кто-то поехал домой в холодную зимнюю Новую Зеландию, кто-то продолжит своё путешествие по островам, иные - летят на отдых в соседнюю Французскую Полинезию или Австралию. Я же отправляюсь на Ванау-Леву.

Пишу сейчас сидя в аэропорту внутренних авиалиний. Во всем здании отключили электричество на пару минут, перезапускают генератор. Норма для Фиджи.

Все свои поездки я планирую по принципу: "дальше - круче", так что очень рекомендую дождаться и прочитать третью итоговую по данному путешествию часть. :)

Ссылка на сайт круиза
Tags: blue lagoon, Круиз, Подводный мир, Путешествия, Снорклинг, Фиджи

• Мой дневник. Фиджи. Часть 1.

Для моих друзей настоящих и будущих; для тех, кто в России и других уголках планеты; для кого русский язык родной и для тех, кто читает меня с…

• Два самых популярных бара Кубы

Гуляя по центру Старой Гаваны, загляните в два главных бара страны, освежитесь местными легендарными напитками, которые так любил Эрнест Хемингуэй.…

• Круиз по Галапагосам

«Галапагосские острова – последняя святыня дикой жизни. Это место, где животные не боятся людей, создавая естественный рай для желающих сбежать от…